Профилактика алкоголизма и наркомании
26.07.2021
Подобно тому, как бывает болезнь тела,
бывает также болезнь образа жизни
ДемокритАбдерский
ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ
Особую тревогу общества вызывает стремительное нарастание тенденции злоупотребления молодежью алкогольных напитков и психоактивных веществ. Можно выделить два периода в формировании установки на злоупотребление алкоголем и наркотиками – до и после начала приема. Первичные установки появляются в результате усвоения детьми обычаев, норм и правил, действующих в социальном окружении, их преломлением через собственную личность и отношением к наблюдаемым явлениям. Так, в пьющих семьях ребенок усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель – потребитель алкоголя является для ребенка объектом любви и уважения. Вторичные установки формируются в результате пробы алкоголя или наркотика и формированием собственного отношения их употреблению.
Поскольку детский алкоголизм и наркомания приводит к необратимым нарушениям здоровья и очень сложно поддается лечению, особенно важна профилактика заболевания.
Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления веществ. Те обстоятельства, что способствуют их употреблению, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению – факторы защиты. В течение жизни на человека воздействуют как те, так и другие факторы.
Профилактика имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности нейтрализовать факторы риска.
Факторы риска:
- проблемы с психическим или физическим здоровьем ребенка;
- дети, рожденные и воспитанные родителями-алкоголиками;
- общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь, и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
- личностные качества (низкий уровень развития интеллекта, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);
- раннее начало половой жизни;
- частые конфликты в семье, низкий уровень дохода в семье;
- плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;
- проблемы при общении с родственниками, сверстниками.
Факторы защиты:
- благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;
- высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;
- высокий уровень достатка, обеспеченность жильем;
- регулярное медицинское наблюдение;
- низкий уровень криминализации в населенном пункте;
- высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;
- соблюдение общественных норм.
С психолого-педагогической точки зрения все факторы алкогольной и наркотической зависимости разделяются на факторы среды (объективные) – социально–психологические и факторы личности подростка (субъективные) – психологические. Соответственно в вопросах профилактики выделяются также два основных направления:
– во–первых, работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация);
– во–вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально–психологическим факторам и воздействиям.
Важными являются навыки ассертивности и отказа от предложения употребить психоактивные вещества.Эти умения базируются на жизненных навыках и ресурсах личности подростка (навыки постановки целей, принятия решения, групповой дискуссии, навыки персональной и социальной компетентности, навыки разрешения проблем).
Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотиков и алкоголя. Исследования показывают, что от употребления алкоголя и наркотиков удерживает целый ряд защитных факторов:
- чувство юмора;
- внутренний самоконтроль, ребенок чрезвычайно целеустремленный; стрессоустойчивость;
- важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком помимо родителей. Учитель может иметь огромное влияние на поведение ребенка;
- привязанности – склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/или семейным стандартам:
– преданность, близость, открытость;
– обязательства перед социальной группой и возложенные на нее надежды;
– убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе нравственные ценности (семья, школа);
– условия, способствующие возникновению привязанностей:
- возможность активного участия в работе социальной группы. Учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;
- успешное овладение необходимыми умениями;
- признание и одобрение умелых действий.
- Нормы, исключающие употребление алкоголя и наркотиков, принятые: в семье, в школе, в окружении.
Тормозить себя нужно
на каждом шагу,
и это должно превратиться
в привычку…
Человек без тормоза
— это испорченная машина
А.С. Макаренко