Профилактика алкоголизма и наркомании

26.07.2021

Подобно тому, как бывает болезнь тела,

бывает также болезнь образа жизни
ДемокритАбдерский

 

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ 

Особую тревогу общества вызывает стремительное нарастание тенденции злоупотребления молодежью алкогольных напитков и психоактивных веществ. Можно выделить два периода в формировании установки на злоупотребление алкоголем и наркотиками – до и после начала приема. Первичные установки появляются в результате усвоения детьми обычаев, норм и правил, действующих в социальном окружении, их преломлением через собственную личность и отношением к наблюдаемым явлениям. Так, в пьющих семьях ребенок усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель – потребитель алкоголя является для ребенка объектом любви и уважения. Вторичные установки формируются в результате пробы алкоголя или наркотика и формированием собственного отношения их употреблению.

Поскольку детский алкоголизм и наркомания приводит к необратимым нарушениям здоровья и очень сложно поддается лечению, особенно важна профилактика заболевания.

Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления веществ. Те обстоятельства, что способствуют  их употреблению, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению – факторы защиты. В течение жизни на человека воздействуют как те, так и другие факторы.

Профилактика имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности нейтрализовать факторы риска.

Факторы риска:

  1. проблемы с психическим или физическим здоровьем ребенка;
  2. дети, рожденные и воспитанные родителями-алкоголиками;
  3. общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь, и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
  4. личностные качества (низкий уровень развития интеллекта, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);
  5. раннее начало половой жизни;
  6. частые конфликты в семье, низкий уровень дохода в семье;
  7. плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;
  8. проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

   Факторы защиты:

  1. благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;
  2. высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;
  3. высокий уровень достатка, обеспеченность жильем;
  4. регулярное медицинское наблюдение;
  5. низкий уровень криминализации в населенном пункте;
  6. высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;
  7. соблюдение общественных норм.

С психолого-педагогической точки зрения все факторы алкогольной и наркотической зависимости разделяются на факторы среды (объективные) – социально–психологические и факторы личности подростка (субъективные) – психологические. Соответственно в вопросах профилактики выделяются также два основных направления:

– во–первых, работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация);

– во–вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально–психологическим факторам и воздействиям. Хочу такой сайт

Важными являются навыки ассертивности и отказа от предложения употребить психоактивные вещества.Эти умения базируются на жизненных навыках и ресурсах личности подростка (навыки постановки целей, принятия решения, групповой дискуссии, навыки персональной и социальной компетентности, навыки разрешения проблем).

Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотиков и алкоголя. Исследования показывают, что от употребления алкоголя и наркотиков удерживает целый ряд защитных факторов:

  1. чувство юмора;
  2. внутренний самоконтроль, ребенок чрезвычайно целеустремленный; стрессоустойчивость;
  3. важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком помимо родителей. Учитель может иметь огромное влияние на поведение ребенка;
  4. привязанности – склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/или семейным стандартам:

– преданность, близость, открытость;

– обязательства перед социальной группой и возложенные на нее надежды;

– убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе нравственные ценности (семья, школа);

– условия, способствующие возникновению привязанностей:

  1. возможность активного участия в работе социальной группы. Учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;
  2. успешное овладение необходимыми умениями;
  3. признание и одобрение умелых действий.
  4. Нормы, исключающие употребление алкоголя и наркотиков, принятые: в семье, в школе, в окружении.
 

                          Тормозить себя нужно  

на каждом шагу,

и это должно превратиться

в привычку…

Человек без тормоза

 — это испорченная машина
А.С. Макаренко

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».